Здоровье и благополучие (5 мин чтения) Привычка есть поздно вечером может нарушить здоровье кишечника.

Кристен Роджерс Обновлено 8 июня 2026 г., 9:43 утра по восточному времени Опубликовано 8 июня 2026 г., 9:00 утра по восточному времени Обновлено 8 июня 2026 г., 9:43 утра по восточному времени ОПУБЛИКОВАНО 8 июня 2026 г., 9:00 утра по восточному времени

Новые предварительные исследования могут дополнить список вреда для здоровья от приема пищи поздно вечером. EvgeniyShkolenko/iStockphoto/Getty Images Еда и здоровье Смотрите все темы Facebook Твитнуть Email Ссылка Темы Ссылка скопирована! Следите за обновлениями Краткое содержание
- Новое исследование показало, что сочетание стресса и приема пищи поздно вечером может значительно усугубить проблемы с пищеварением, такие как запор или диарея.
- Исследование показало, что у людей, испытывающих стресс и потребляющих более 25% суточной калорийности после 21:00, чаще наблюдаются нарушения работы кишечника.
- Эксперты утверждают, что такое сочетание может нарушить разнообразие кишечной микрофлоры, и рекомендуют избегать приема пищи за три-четыре часа до сна.
Сгенерированное искусственным интеллектом резюме было проверено редактором CNN.
Если стресс вызывает у вас проблемы с пищеварением, то еда поздно вечером вам ничем не поможет.
В ходе нового, предварительного исследования, в котором приняли участие тысячи человек, выяснилось, что у тех, кто потреблял более 25% суточной калорийности после 21:00 в состоянии стресса, вероятность возникновения нарушений работы кишечника, таких как запор или диарея, была в 2,5 раза выше.
Данное исследование представляет собой тезисы, которые еще не прошли рецензирование и не были опубликованы в научном журнале, но были представлены в мае на Неделе заболеваний пищеварительной системы — престижной ежегодной конференции для специалистов в области гастроэнтерологии, гепатологии и смежных областях. Исследование носило также наблюдательный характер, поскольку все данные измерялись в один момент времени, поэтому оно не доказывает причинно-следственную связь между стрессом, ночным перееданием и здоровьем кишечника.
Статья по теме

d3sign/Moment RF/Getty Images
8 минут чтения
«Я сама часто ем поздно вечером, поэтому это было просто из любопытства, и я не смогла найти много статей на эту тему», — сказала ведущий автор исследования, доктор Харика Дадигири, объясняя, почему она провела это исследование. Большинство исследований о влиянии приема пищи поздно вечером на здоровье сосредоточены на сне, диабете, ожирении и изжоге или ГЭРБ (гастроэзофагеальной рефлюксной болезни).
Дадигири и ее соавторы проанализировали данные о состоянии здоровья 11 149 участников из когорты 2005-2010 годов Национального исследования здоровья и питания, проводимого Центрами по контролю и профилактике заболеваний США. Исследователи также включили в анализ более 4100 пациентов из периода 2013-2017 годов в рамках проекта American Gut Project, ныне известного как Microsetta Initiative. Более свежие данные не содержали всех необходимых авторам деталей, сказала Дадигири, которая также является врачом-резидентом в Нью-Йоркском медицинском колледже при больнице Saint Mary's General Hospital и больнице Saint Clare's Denville Hospital, обе в Нью-Джерси.
«В большинстве предыдущих исследований изучалось влияние времени приема пищи или сочетания стресса и приема пищи поздно вечером на функцию кишечника», — сообщил по электронной почте доктор Джеффри Прейдис, доцент кафедры педиатрии отделения гастроэнтерологии, гепатологии и питания Медицинского колледжа Бейлора и Детской больницы Техаса.
«Это важно, потому что стресс и чрезмерное употребление пищи поздно вечером часто идут рука об руку», — добавила Преидис, которая не принимала участия в исследовании.
Время приема пищи и кишечник
В новом исследовании авторы определили хронический физиологический стресс на основе комплексного показателя аллостатической нагрузки участников, который включает восемь сердечно-сосудистых, метаболических и воспалительных биомаркеров, таких как артериальное давление, уровень холестерина и индекс массы тела.
Как отметила Дадигири в своей презентации, сам по себе прием пищи поздно вечером не влияет на здоровье или функцию кишечника, что указывает на то, что сочетание с стрессом может представлять «опасность».
Статья по теме

Врачи все чаще сталкиваются с геморроем у молодых пациентов, и отчасти это может быть связано с листанием ленты в интернете, сидя на унитазе. baona/iStockphoto/Getty Images
5 минут чтения
Анализ данных участников проекта American Gut Project, проведенный исследователями, показал, что наличие как ночных привычек в еде, так и высокого уровня стресса также было связано со значительно меньшим разнообразием бактерий в их кишечной микробиоте.
«Кишечная микробиота — это совокупность всех организмов, включая бактерии, вирусы и грибы, которые живут в кишечнике», — сказал Прейдис. Он добавил, что высокоразнообразный кишечный микробиом «более быстро восстанавливается после нарушений, включая болезни, прием лекарств или другие стрессовые факторы».
По словам Прейдиса, различные кишечные микробы также поддерживают наше здоровье разными способами, в том числе оптимизируя усвоение питательных веществ из пищи, регулируя иммунную систему и взаимодействуя с нашим мозгом для контроля сна и настроения.
Поскольку исследование носило наблюдательный характер, остается неясным, вызывали ли обнаруженные изменения в микробиоме кишечника проблемы с кишечником или же аномальная функция кишечника изменяла микробиом кишечника, сказала Прейдис.
«Кроме того, у авторов не было данных по нескольким важным, потенциально влияющим факторам», — сказал по электронной почте доктор Уильям Чей, президент Американского колледжа гастроэнтерологии. «Могут быть различия между продуктами, которые употребляли люди, принимавшие пищу в более раннее время, и продуктами, которые ели люди, принимавшие пищу вечером».
Например, если вечерние приемы пищи состояли из ультрапереработанных продуктов, это связывали с частыми проблемами с кишечником, такими как запоры, — сказал Чей, руководитель отделения гастроэнтерологии и гепатологии в Michigan Medicine. В исследовании также отсутствовали подробные сведения о потенциальных заболеваниях или использовании лекарственных препаратов.
Статья по теме

Белый унитаз в ванной комнате. Крупный план руки, держащей сливной клапан для чистки. eggeeggjiew/iStockphoto/Getty Images
5 минут чтения
«Эти результаты следует рассматривать как основу для выдвижения гипотез и стимул для дальнейших исследований, чтобы лучше понять, может ли время приема пищи быть изменяемым фактором риска у пациентов с запорами или диареей», — сказал Чей.
Однако, если дальнейшие исследования выявят причинно-следственную связь, существует несколько потенциальных объяснений, сказала Прейдис. «И организм, и микробиом кишечника имеют естественные циркадные ритмы, которые могут быть нарушены изменениями в составе или времени приема пищи. Нарушения могут повлиять на гормоны, активацию иммунной системы, передачу сигналов между кишечником и мозгом, а также на моторику желудка и кишечника».
Моторика — это то, как пища продвигается по пищеварительному тракту.
Исследование 2024 года показало, что ограничение приема пищи периодом с 9 утра до 5 вечера может уменьшить воспаление в кишечнике, которое может привести к дисбиозу кишечника — дисбалансу кишечной микрофлоры, — сказала Дадигири. Высокий уровень гормона стресса кортизола сам по себе также может вызвать этот дисбаланс.
Рекомендации перед сном
Хотя само по себе это описание недостаточно для конкретных рекомендаций по образу жизни, эти эксперты дают советы, которым полезно следовать для здоровья кишечника и других органов.
Как правило, лучше всего не есть за три-четыре часа до сна, чтобы у пищи было достаточно времени опорожниться из желудка, — говорит доктор Кайл Сталлер, директор Лаборатории моторики желудочно-кишечного тракта в Массачусетской больнице общего профиля и доцент кафедры медицины Гарвардской медицинской школы.
Статья по теме

Кай Буркхардт/CNN (подчеркнуто)
В противном случае, вашему организму придется перенаправлять энергию с других важных процессов, происходящих во время отдыха, на пищеварительный тракт, который должен быть неактивен, — сказал Сталлер, не принимавший участия в исследовании. Ограничение приема пищи в ночное время также может помочь предотвратить изжогу.
Если вам необходимо поесть вечером, старайтесь избегать тяжелой, жирной и калорийной пищи и ограничивайте порции, советуют Сталлер и Преидис. Продукты с низким содержанием жира, такие как фрукты, сложные углеводы, овощи и некоторые белки, усваиваются быстрее.
Вдохновляйтесь еженедельной подборкой простых и эффективных способов жить хорошо. Подпишитесь на рассылку CNN «Жизнь, но лучше», чтобы получать информацию и инструменты, разработанные для улучшения вашего самочувствия.
Еда и здоровье Посмотреть все темы Facebook Твитнуть Email Ссылка Темы Ссылка скопирована! Подписаться













